Украина: появление новой авиакомпании

В Украине создают новую авиакомпанию – «Анда Эйр» (Anda Air). Учредители – украинские граждане – хорошо знакомы авиарынку. Инвесторы – из Азии. На старт проекта потратят $15 млн, а карта маршрутов будет состоять преимущественно из туристических направлений. Сейчас состояние рынка – далеко от оптимального, а планы других перевозчиков пополнять парк могут привести к демпингу и жесткой борьбе за получение турпакетов вследствие переизбытка предложений.

Авиакомпания «Анда Эйр» может начать полеты в летнюю навигацию. На сегодняшний день перевозчик – на этапе получения сертификатов эксплуатанта и летной годности. Как заявил вчера Forbes руководитель и соучредитель авиакомпании Сергей Шаменко, предприятие на этой неделе подает полный перечень документов в Госавиаслужбу и планирует получить добро на полеты уже к началу апреля. «В прошлом году наблюдался непокрытый спрос на самолеты, образовавшийся после перевода некоторыми компаниями части парка на работу в другие страны. Мы ожидаем, что в этом году ситуация повторится, и мы сможем покрыть этот спрос», – делится планами Шаменко.

Эдуард Демин, и.о. главы Госавислужбы, подтвердил Forbes, что «Анда Эйр» идет по предусмотренной законодательством процедуре получения сертификатов.

Согласно информации Шаменко, инвестиции в проект составят $15 млн, а сроки окупаемости в бизнес-плане рассчитаны на три года. По словам Георгия Аванесова, соучредителя «Анда Эйр», инвестиции в компанию будут заходить из холдинга, находящегося в Сингапуре, название которого пока не раскрывается.

Основные средства будут направлены на формирование парка самолетов. Флот составят 2-3 борта. Уже подписаны протоколы и ведутся переговоры по приобретению в лизинг двух Boeing 737-400, а в перспективе – и одного Boeing 737-800. Компания станет выполнять чартерные перевозки в основном по туристическим направлениям, в том числе в Турцию, Египет, Черногорию, Хорватию, Албанию и Грецию. Базироваться компания будет в аэропорту «Киев» («Жуляны»).

Шаменко говорит, что с момента начала полетов компания рассчитывает выйти на частоту 10 рейсов в неделю, а за год перевозить 150-170 тыс. туристов. А если позволит конъюнктура – выйдет и на регулярные маршруты.

Согласно информации из Госреестра, «Анда Эйр» зарегистрирована 2 ноября 2015 года, адрес юрлица: улица Народного Ополчения, 26А. Учредителями и конечными бенефициарами являются граждане Украины Сергей Шаменко и Георгий Аванесов. Оба хорошо известны на авиационном рынке.

Участники рынка положительно характеризуют работу в авиации Шаменко и Аванесова. Шаменко много лет занимал руководящие должности в украинских авиакомпаниях, был генеральным директором авиакомпаний Khors Air и Dart. Тогда как Аванесов занимается организацией VIP-перевозок на бизнес-джетах и является учредителем компании «Ай Си Эс-Аэро».

Владимир Каменчук, гендиректор авиакомпании «Роза Ветров», отмечает, что появление нового игрока несвоевременно, и это усугубит ситуацию с демпингом на рынке, состояние которого можно назвать неблагоприятным: «Выход на рынок новых компаний оправдан, когда ожидается подъем, сейчас такой прогноз делать не приходится». Каменчук утверждает, что для авиакомпаний пока речь идет о сохранении объемов прошлого года, когда чартерными перевозками воспользовалось около 1 млн туристов.
Подсчеты Евгения Хайнацкого, директора туркомпании «Стиль Авиа», не очень отличаются. Так, согласно данным его компании, в 2015 году было выполнено 3300 чартерных рейсов из Киева на туристические курорты (без учета Дубая, Бангкока, Ларнаки и Барселоны – в эти города существуют и регулярные рейсы), а перевезено 600 000 пассажиров, и еще около 200 000 – с остальной Украины. Для сравнения, в 2014 году было выполнено 3800 таких рейсов, из Киева летело 670 000 туристов, из регионов – около 300 000.

Алексей Янчук, учредитель Yanair, констатирует: предпосылок к развитию рынка нет, поскольку экономика страны не позволяет поднять доходы населения. По его словам, в прошлом году был нестабильный спрос на чартерные перелеты среди туристов, поэтому компания решила не рисковать, и перевела часть самолетов на работу на зарубежных рынках, оставив в Украине борта только для регулярных рейсов. В Yanair считают, что в этом году ситуация будет такой же, как и в прошлом.
Переводили на работу в третьи страны свои самолеты и другие авиакомпании. Правда, по словам Хайнацкого, в 2015 году емкости, заказанные туроператорами, были полностью выкуплены, и по некоторым направлениям появились дополнительные потребности (на Черногорию, Болгарию, Испанию, Турцию), а покрыть их было нечем.

В «Стиль Авиа» на 2016 год прогнозируют рост показателей турпотока до уровня 2014 года, то есть около 1 млн пассажиров.

Хайнацкий считает, что падение цен на топливо должно привести к существенному снижению цен на туристические пакеты. Впрочем, «Анда Эйр» придется приложить немало сил, чтобы перетянуть на себя часть туристов. По имеющейся у Хайнацкого информации, у ряда компаний заканчиваются контракты в третьих странах, и самолеты вернутся в Украину. Вполне возможно, они будут рассчитаны на использование под туристические программы.

Добавит конкуренции и возвращение на рынок авиакомпании «Харьковские авиалинии». Согласно данным сразу нескольких источников Forbes на авиарынке, собственники последней сейчас занимаются восстановлением сертификата эксплуатанта.

Андрей Леденев

Источник: news.finance.ua