Гид по лоукостам: все, что нужно знать

Что такое лоукост-авиаперевозчик?

Low Cost перевозчик – это перевозчик, который предоставляет услуги по минимальным тарифам и с минимальным бесплатным сервисом. Первой успешной компанией, которая известна как лоукост была американская Pacific Southwest Airlines. Исторический полет первого рейса с ценами на билеты в несколько раз дешевле, чем у конкурентов состоялся 6 мая 1947 года.

На европейском же рынке первыми бюджетными авиакомпаниями стали ирландская Ryanair и британская EasyJet, основанные в 90-х годах. Их быстрый рост был связан с созданием ЕС и последовавшей дерегуляцией воздушного пространства Европы – авиакомпании получили право летать между странами Европейского союза без необходимости получать специальные разрешения и понеслась.

Только за последние 10 лет в мире появилось более 100 новых авиакомпаний, начавших полеты по принципам low cost, а доля пассажиров, путешествующих лоукостерами выросла с 13% до 29% от общего мирового пассажиропотока. Многие классические авиакомпании под давлением конкуренции также изменили свои бизнес модели, превратившись в авиакомпаний-дискаунтеров. К примеру, МАУ c 2017 года запустили лоукост-тарифы.

В 2018 году проанализировав отзывы путешественников со всего мира, организация Skytrax назвала лоукостер Air Asia из Малайзии лучшей бюджетной авиакомпанией мира. На втором месте оказался норвежский перевозчик Norwegian Air, на третьем – американский JetBlue, и за ними следуют британский EasyJet и Virgin America из США.

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ЛОУКОСТЕРОВ

Основная лоукост-модель подразумевает следующее:

1. Отказ от традиционных видов сервиса на борту

У лоукостеров нет разделения салона по классам, более вместительная компоновка салона (не откидные, более узкие сидения, меньшее расстояние между спинками кресел), что в конечном счете позволяет взять на борт большее количество пассажиров. Платное питание, провоз багаж и выбор мест.

2. Оптимизация маршрутной сети: высокочастотные маршруты от точки до точки и сокращение времени простоя. Low-cost компании в основном ориентируются на короткие и средние расстояния – в среднем до 2000 км.

3. Унификация флота – используются самолеты одной модели с одним классом обслуживания (без бизнес и премиум-эконом классов). Это позволяет сэкономить на обслуживающем штате. Кроме того, авиакомпании стараются использовать борты не старше 10 лет также для экономии денег на обслуживание.

Например, Ryanair использует только Boeing 737, а Wizz Air – Airbus A320 и A321. Новые борты будут стоить дороже, но при активном обороте обслуживание будет стоить гораздо дешевле. Тем более, при заказе больших партий самолетов авиакомпания получает от производителя хорошую скидку, а через несколько лет использования самолеты можно продать по все еще хорошей цене.

Cредний возраст бортов у лоукостов – гораздо ниже среднего по рынку (13 лет).

У Norwegian Air это 4 года.
FlyDubai, Air Arabia, Pegasus и Wizz Air – 5 лет.
Ryanair – 7 лет.
Vueling, EasyJet, Transavia – 8 лет.

Для сравнения, Lufthansa – 12 лет, British Airways – 14, Turkish Airlines – 8, Qatar Airways – 6, KLM– 9, Emirates – 6, LOT – 8, МАУ – 13.

Оптимальным возрастом для использования самолета является диапазон до 15 лет.

4. Использование второстепенных аэропортов.

Поскольку традиционный билет включает в себя стоимость аэропортовых сборов, нередко достаточно высоких, то использование вторичных аэропортов позволяет сократить эту статью затрат, да время простоя в аэропорту также сокращается.

Время разворота у бюджетной авиалинии 25 минут. Чем меньше самолёт на земле, тем меньше он делает издержек. Иногда можно наблюдать, что в одну дверь самолёта заходят пассажиры, а в другую только успевают выходить прилетевшие пассажиры – вот это и есть яркий пример экономии времени простоя.

5. Подход «как можно меньше багажа на борту» позволяет не только уменьшить взлетный вес самолета, что дает меньший расход топлива, но и сокращает время обслуживания самолета на земле, а нераскладывающиеся кресла и отсутствие задних карманов на креслах у Ryanair – время на уборку салона. Все вместе это позволяет авиакомпаниям обеспечить быстрый оборот самолетов на земле. Так самолеты Wizz Air и Ryanair выполняют в среднем по 5 рейсов в день.

6. Персонал обучается чтобы выполнять несколько ролей.

В некоторых авиакомпаниях, например, стюардессы также проверяют посадочные талоны при выходе на посадку. Пилотов могут нанимать через посредников (аналог ФОПов в украинских реалиях) чтобы сэкономить на оплате больничных, отпусков и страховок. Зарплаты пилотов и бортового персонала не самые высокие, из-за чего часто можно слышать про забастовки, которые приводят к отменам рейсов. Ну и про высокие стандарты обслуживания на борту в связи с этим также можно не мечтать.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Лоукосты используют сравнительно новые самолеты и хорошо за ними следят. По статистике у 3 крупнейших европейских лоукостов Ryanair, Wizz Air и EasyJet за всю историю не было ни одного крупного авиационного происшествия (с жертвами), а в целом обычные происшествия происходят в 3 раза реже, чем в среднем у всех самолетов в мире и на 20% реже, чем в среднем для самолетов возрастом 0-5 лет. Поэтому безопасность можно назвать наряду с ценой главными плюсами лоукостов.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ЛОУКОСТЕРОВ. КОГДА ЛУЧШЕ ПОКУПАТЬ БИЛЕТЫ?

Цена билетов на лоукосты на конкретный маршрут имеет гораздо больший разброс, чем у регулярных авиакомпаний. Она зависит от времени до вылета, спроса и конкуренции на маршруте. В отличие от регулярных авиакомпаний, лоукосты редко когда предлагают дешевые билеты более чем за 3 месяца до вылета. Это связано с желанием сохранить гибкость в планировании маршрутной сетки на длительный период. Это объясняется тем, что отменить рейс, на который продано 5 билетов гораздо проще, чем рейс, на который продано 50 билетов, поэтому они стимулируют спрос только за 3 месяца до вылета когда график полетов уже в большей степени стабилизируется.

Самые дешевые билеты обычно продаются за 45-90 дней до вылета. Тем не менее, нельзя сказать, что при покупке билета в последний день вы точно заплатите космические деньги. Цена будет зависеть от спроса на конкретный рейс. Обратите внимание! Билеты лоукост авиакомпаний, купленные по самому дешевому тарифу, не подлежат возврату или обмену.

ЗА ЧТО НУЖНО ДОПЛАЧИВАТЬ?

  • За вас берут плату за регистрацию на полёт в аэропорту и распечатку посадочного талона (если вы не зарегистрировались онлайн).
  • Багаж. Если вы уверены, что вам необходим багаж, оформляйте его сразу же при бронировании, в самом аэропорту стоимость провоза багажа может вырасти в несколько раз и быть дороже билета.
  • Дополнительные места ручной клади
  • Возможность возврата или изменения деталей билета
  • Питание
  • Выбор места
  • Приоритетная посадка

Обратите внимание! Лоукост перевозчики не предусматривают автоматическую передачу багажа авиакомпании, которая выполняет следующий рейс по вашему авиабилету, даже если это одна и та же авиакомпания. Если в вашем авиабилете несколько рейсов от лоукост перевозчиков либо скомбинированы рейсы лоукост перевозчика и регулярной авиакомпании, при каждой пересадке вам необходимо будет забирать свой багаж и регистрировать его заново для следующего рейса.

ОТМЕНЫ РЕЙСОВ. КАК ЧАСТО И ПОЧЕМУ БЫВАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕЙС ОТМЕНИЛИ?

В среднем по рынку отменяется около 1% рейсов и лоукосты также в среднем придерживаются этого показателя. Более того, за последние 3 месяца 2018 года крупные европейские авиакомпании, такие как Lufthansa, Air France, KLM, Turkish имеют больший процент отмен, чем у лоукостов.

Поэтому назвать именно отмены рейсов проблемой лоукостов нельзя. Суть кроется глубже – в последствиях отмен. Поскольку лоукосты не гарантируются стыковку, при отмене одного рейса в маршруте с пересадками, все ваше путешествие может оказаться под угрозой. А регулярные авиакомпании в случае отмены одного сегмента предлагают удобную замену всего маршрута.

Причины отмен могут быть разные – погодные условия, закрытие аэропорта, поломка самолета, отмена маршрута в целом, забастовки персонала. В случае отмены авиакомпания (даже лоукосты) обязана предоставить вам билет по тому же направлению на другие даты или компенсировать стоимость билета, если предложенный вариант вас не устроит.

ТРАНЗИТНЫЙ РЕЙС. НУЖНА ЛИ ВИЗА?

Визовые требования в большей степени зависят от конкретной страны и аэропорта, но поскольку лоукосты продают только прямые рейсы и не гарантируют стыковку, каждый ваш перелет будет рассматриваться отдельно, и в случае отсутствия или закрытия в аэропорту транзитной зоны для пересадки придется проходить паспортный контроль на выходе и проходить его снова на посадку.

Если у вас нет визы страны, в которой вы планируете сделать пересадку между рейсами лоукостов, с большой вероятностью вас даже не посадят на первый рейс. Так, в Борисполе пассажиров Ryanair на рейс в Лондон не допускают на посадку при отсутствии британской транзитной визы не зависимо от наличия билетов на дальнейшие рейсы.

Поэтому нужно быть внимательным при покупке рейсов на лоукосты через британские аэропорты Лутон и Станстед – поскольку в них нет транзитной зоны, вам придется проходить паспортный контроль чтобы продолжить путешествие. Соответственно для полетов через Лондон на Ryanair или Wizz Air обязательно нужна британская виза. 

А ПРАВДА, ЧТО НА БОРТУ ЛОУКОСТЕРА НУЖНО ЗАНИМАТЬ МЕСТО КАК В МАРШРУТКЕ?

Такая практика существовала раньше. Причина этого помимо мотивации платить за выбор места была в том, чтобы стимулировать пассажиров быстрее производить посадку, не задерживаться в терминале и не создавать задержек при вылете. Однако, это приводило к беспорядкам при посадке и большому количеству жалоб, особенно от семей с детьми. Поэтому сейчас, к примеру у Wizz Air и Ryanair, места фиксируются в момент регистрации на рейс.

ПРАВИЛА ПОКУПКИ БИЛЕТОВ НА ЛОУКОСТ

Убедитесь в том, что сможете полететь – вернуть билет не получится, разве что изменить даты, но за дополнительную плату.
Покупайте билет за 45-90 дней до вылета.
Регистрируйтесь онлайн, чтобы не тратиться на распечатку посадочного талона.
Берите по-меньше вещей, а ещё на всякий случай померяйте свой багаж. Если ваш рюкзак/сумка будут выглядеть подозрительно большими, доплат не избежать. Все о требованиях к ручной клади у популярных авиалиний читайте в этой статье.
Выбирайте место, докупайте питание и багаж ещё на этапе покупки билета – так дешевле.

Из источника https://tripmydream.com/blog/layfhak/loukost-perelety-vse-minusy-i-plyusy

Что такое лоукост-авиаперевозчик?

...